Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональному использованию и сохранению лесов от уничтожения, загрязнения и иных негативных воздействий.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или лицами, использующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В случаях если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключаются договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта, на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, влияющих на состояние лесов. Ежегодно в России регистрируется от 18 тыс. до 37 тыс. лесных пожаров. Причиной более 80% лесных пожаров, по оценке специалистов, является человеческая деятельность. Многие российские лесоводы считают пожары центральной проблемой лесоуправления, от решения которой зависит состояние лесов и окружающей среды. Огромные площади лесных ресурсов и нехватка необходимого оборудования и финансовых средств заставляют ограничивать охраняемую площадь самыми опасными в этом отношении территориями. В южных районах Сибири и Дальнего Востока, которые находятся под контролем служб охраны лесов от пожаров, ежегодно происходит по 10—15тыс. пожаров, каждый из которых в среднем уничтожает 100га леса, что приводит к огромным экономическим, социальным и экологическим потерям. В многолесных и труднодоступных районах, где обнаружение и оперативная ликвидация лесных пожаров силами наземной охраны затруднены либо невозможны, проблемы охраны лесов решаются с помощью авиации. Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается Правительством РФ.
Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. Так, согласно ст. 53 ЛК РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
4) разработка планов тушения лесных пожаров;
5) тушение лесных пожаров;
6)иные меры пожарной безопасности в лесах. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных
пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с решениями Конференции ООН (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана выполнять собственные и международные обязательства в области охраны окружающей среды и защиты своих лесных ресурсов от чрезмерного использования и губительных лесных пожаров.
В целях усиления охраны лесов от пожаров, повышения уровня противопожарной защиты лесного фонда Российской Федерации необходимо обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов; материально-техническое обеспечение лесопожарных служб; содержание сил и средств пожаротушения; проведение работ по профилактике лесных пожаров; создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров. Своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара; существенно снизить вероятность возникновения лесных пожаров стихийного характера.
Уменьшение средней площади пожара и общей площади, пройденной огнем, возможно в результате применения новых технических средств обнаружения (лазерных, космических и др.) и тушения лесных пожаров: самолетов-амфибий и вертолетов-танкеров, эффективных огнетушащих составов, самоходной лесопожарной техники и т. д. В результате должны быть сокращены убытки, причиняемые лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранено экологическое разнообразие лесных экосистем, повышен экологический и ресурсный потенциал, что отвечает положениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов(растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений».
Общая площадь погибших насаждений в 2004 г. составила 436,9 тыс. га. Среди всех причин усыхания насаждений наиболее губительным было воздействие вредителей и болезней леса. Общая площадь очагов вредителей и болезней леса на конец 2004 г. составила 3000,9 тыс. га. Гибель лесов от повреждений вредными насекомыми всегда была вторым по значению фактором после лесных пожаров, а в 2004 г. стала главенствующим. Усыхание насаждений от лесных пожаров сейчас находится на втором месте — 149,5 тыс. га[31].
Согласно ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1)лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
4)санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
5) установление санитарных требований к использованию лесов.
Меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.
В целях охраны и защиты лесов проводится лесопатологический мониторинг— сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 57 ЛК РФ). Кроме этого, в лесах осуществляется радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения в целях их охраны от загрязнения радиоактивными веществами.
Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Российской Федерации, помимо биологических особенностей, вызвано действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем климатических факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты. Среди них — недостаточная численность специалистов в области лесной защиты в регионах, недостаточное финансирование лесозащитных мероприятий — лесопатологического мониторинга, лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д.
Лесные ресурсы относятся к возобновляемым, поэтому лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение. Воспроизводство лесов имеет важнейшее экологическое значение. Проведение лесовосстановительных мероприятий обеспечивает своевременное восстановление лесных насаждений на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление может быть естественным, искусственным или комбинированным. Наряду с мероприятиями по лесовосстановлению в Российской Федерации проводятся работы по лесоразведению для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Начиная с 1994 г. площади, на которых проводятся лесовосста-новительные мероприятия, в 1,5—2 раза превышают площади сплошных рубок леса. В то же время недостаточное финансирование работ по воспроизводству лесов отрицательно сказывается на качестве и эффективности лесовосстановительных мероприятий. При воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений. Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» и Лесным кодексом РФ.
На севере европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, где выращивание посадочного материала для лесовосста-новления сопряжено с неблагоприятными климатическими условиями, целесообразно создание тепличных комплексов, как это практикуется в Скандинавских странах, Канаде и др. Выращивание посадочного материала в закрытом грунте позволяет повысить культуру производства, механизировать трудоемкие процессы, максимально уменьшить отрицательное влияние внешних факторов на рост и развитие сеянцев древесных пород.
Важной правовой мерой охраны лесов является юридическая ответственность за лесонарушения. Лесным кодексом РФ не установлены нормы административной и уголовной ответственности (ст.99): они предусматриваются Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ).
Кодексом РФ об административных правонарушениях таковыми признаются:
-самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9);
-самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);
-нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12);
-нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);
-нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);
-самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);
-нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);
-незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);
-уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);
-уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);
-нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);
-нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).
Лесным кодексом РФ подтверждается обязанность возмещения вреда, причиненного нарушением лесного законодательства (ст.100). В этом проявляются системность российского законодательства, взаимодействие и экологизация различных отраслей права. Для определения размера ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, необходимо руководствоваться таксами для исчисления размера взысканий за ущерб. Расчет ущерба вместе с протоколом о лесонарушении и другими необходимыми документами должен быть приложен к исковому заявлению.