Основной задачей охраны лесов от пожаров является сохранение леса как цельной экологической системы, мест обитания многих видов растений и животных, так и природного ресурса, находящегося в государственной собственности.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 12.04.2022
№ 276-П «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края», в связи с повышением пожарной опасности в результате наступления неблагоприятных климатических условий (сухая, ветреная погода), с 29.04.2022 на большей части Красноярского края, в том числе на территории г. Ачинска и Ачинского района введен особый противопожарный режим. С этого времени на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, предприятий нельзя разводить костры, сжигать мусор и проводить пожароопасные работы.
В связи с этим в настоящее время особую важность приобретает необходимость соблюдать правила пожарной безопасности при осуществлении любого вида деятельности в лесных массивах, а также на землях, прилегающих к таким массивах.
Правила пожарной безопасности в лесах регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно названным Правилам, в период с дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах помимо прочего строго запрещается:
— использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках);
-бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
— оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими -веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
— заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
— выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Кроме того, Правилами запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В период с дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Лица, непосредственно использующие леса в своей деятельности обязаны, в том числе, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу.
Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований настоящих Правил, а также о способах тушения лесных пожаров.
Нарушение правил пожарной безопасности влечет применение мер административной ответственности, предусмотренной статьями 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» и 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на граждан и должностных лиц, а в отношении юридических лиц также может применяться административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае действий, повлекших уничтожение или повреждение лесных насаждений, может быть поставлен вопрос о привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которую предусмотрено наказание от штрафа вплоть до реального лишения свободы.
Привлечение к одному из указанных видов ответственности не освобождает от обязанности возместить ущерб, вследствие пожара, причиненный лесам или пострадавшим лицам.
Помощник прокурора
юрист 3 класса А.О. Агарков