Федеральным законом от 28.12.2016 №494-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) и Федеральный закон от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон №97-ФЗ), вступившие в силу 09.01.2017.
Так, согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ теперь проект устава муниципального образования не выносится на публичные слушания в случае внесения в него изменений в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Соответственно, официальное опубликование (обнародование) порядка учёта предложений по проекту муниципального правового акта о внесении таких изменений, а также порядка участия граждан в его обсуждении, не требуется (часть 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ).
Часть 6 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ дополнена таким основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, как наличие в них коррупциогенных факторов (пункт 3).
Кроме того, в силу части 9 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учётом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учёта предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать 6 месяцев.
Частью 9 статьи 4 Федерального закона №97-ФЗ предусмотрена возможность обжалования решений об отказе в государственной регистрации или нарушения сроков государственной регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования) не только в суд, но и в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (Министерство юстиции Российской Федерации).
В Федеральный закон №131-ФЗ также внесены изменения, касающиеся временного исполнения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации, в случае досрочного прекращения последними полномочий или применения к ним по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности.
Так, согласно части 7 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ полномочия главы местной администрации в соответствии с уставом вправе временно исполнять также депутат представительного органа муниципального образования.
Полномочия же главы местной администрации по решению вопросов местного значения временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования (часть 12 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ).
Заместитель прокурора
младший советник юстиции А.М. Шабанов